06.06.2016 – 12:39 | Один комментарий

Мы знаем, что враг наш злобен и беспощаден. Мы знаем о зверствах, которые чинят немцы над пленными красноармейцами, над мирным населением захваченных сел и городов. Но то, что рассказал нам ...

Читать полностью »
Совинформбюро

Всего за годы войны прозвучало более двух тысяч фронтовых сводок…

Публицистика

Рассказы, статьи и повести о Великой Отечественной войне….

Документы

Документы из военных архивов. Рассекреченные документы…

Победа

Как нам далась победа в Великой Отечественной войне 1941—1945…

Видео

Видео исторических хроник, документальные фильмы 1941—1945 гг.

Главная » Блог

Материалы из архива кинооператора М.А.Трояновского

Добавлено: 04.02.2014 – 11:24Комментариев нет
Материалы из архива кинооператора М.А.Трояновского

В этом сообщении представлены архивные материалы фронтового кинооператора Марка Трояновского, связанные с судебным процессом, который состоялся в Краснодаре в июне 1943 года. Кроме киносъемки на фронте, М.Трояновский вел дневник и снимал на фотокамеру. Теперь все это составляет уникальный материал, который доступен в Госархиве. Дневники, документы и некоторые фотографии М.Трояновского были опубликованы в сборнике «С веком наравне» (2004), в данном сообщении использованы материалы этого сборника и малоизвестные фотографии из архива М.Трояновского.

В 1942—1943 годах М.Трояновский руководил киногруппой Южного фронта, поэтому большинство его материалов связано с событиями на юге. Осенью 1942 года началось освобождение городов и сел на Кавказе, многие города были разрушены, но еще более поразительным было то, как вела себя бравая немецкая армия на захваченных территориях.

Раскопка рва с убитыми мирными жителями:

Материалы из архива кинооператор М.А.ТрояновскогоПредупреждение: далее приведены шокирующие фото с жертвами немецкой оккупации.

Некоторые телеграммы, отправленные Трояновским в Москву:

Москва Кинокомитет, 21 ноября 1942 г. «Съемки разгрома немецкой группировки под Орджоникидзе в количестве 750 метров отправлены двадцатого спецсамолетом. Трояновский»

Москва Кинокомитет, 3 декабря 1942 г. «Сообщаю деталь для дикторского текста материалу Голубева «Разгром под Орджоникидзе»: лежащие на носилках трупы, — это немцы, пристреленные своими при поспешном отступлении.»

Запись из дневника:

27 января 1943 г. «В 10 часов утра из Тбилиси, из тыла с освещенными улицами, гостеприимными грузинами тронулся мой газик. Тронулся после большого перерыва на фронт. На фронт наступающий. Со мной фоторепортер Я.Халип…... Через шесть часов мы в Орджони­кидзе, в студии.»

28 января 1943 г. «Дальше на север. Пересекаем линию бывшего фронта и вступаем на землю, уже топтанную врагом. Тут были бои. Селения разрушены…

…Сожженный Нальчик. Так я и не видел его неразрушенным. В городе взорваны и сожжены почти все каменные дома….

Ночуем …у Раисы Захаровны на Советской, 14. Гостеприимный прием, первые рассказы.

Наши летчики бомбили здорово. Попали рядом со штабом. Много убитых офицеров и солдат. Попали в кафе, полное немцев. … В городе уцелели считанные евреи, те, которые рискнули не явиться по вызову. Судьба всех остальных — расстрел не то под Кирпичным заводом, не то в Минеральных Водах, куда увозили эшелоны евреев и всех, подлежащих уничтожению.

Раиса Захаровна работала в кафе (кабаре) кассиром…

Уходя из Пятигорска, немцы говорили — через три месяца вернемся обратно...

У соседей Раисы Захаровны жил добродушный немец. Маленький мальчик пел песенку «За Родину, за Сталина...». Немец смеялся и просил еще. Детей немцы обильно угощали шоколадом. Под Кисловодском во рву найдено семь тысяч трупов, в том числе и дети…»

Из заявки на фильм «Сражение на Кубани»:

15 июля 1943 г. «…Февраль—март 1943 года. Враг, изгнанный Красной Армией с Северного Кавказа, разгромленный под Сталинградом, опасаясь нового окружения, стремительно отступал по кубанским степям. Освобождались станицы, города, целые районы.

Кровавый след оставляли за собой немцы на кубанской земле. Горы трупов и море слез. Съемки в городе Краснодаре, где на окраине раскопан противотанковый ров. Здесь были найдены сотни трупов стариков, женщин и детей, расстрелянных и отравленных газами…»

Фотографии, сделанные М.Трояновским около раскопанного рва под Краснодаром (1943):

Материалы из архива кинооператор М.А.ТрояновскогоХарактерная деталь — разборкой и рытьем рва занимались женщины, местные жители.

Материалы из архива кинооператор М.А.ТрояновскогоХотелось бы знать, какую угрозу немецкой армии представляла эта девочка:

Материалы из архива кинооператора М.А.ТрояновскогоИли этот совсем маленький ребенок:

Материалы из архива кинооператора М.А.ТрояновскогоВыяснилось, что мирных жителей немцы убивали, в том числе, лишь для того, чтобы освободить помещения. В помощь своим палачам, немцами для выполнения этой задачи были привлечены подонки из местных жителей. Увиденное было настолько шокирующим, что решено было провести судебный процесс над оставшимися помощниками немецких палачей с широким освещением в печати. В зал были приглашены и известные писатели, в том числе Алексей Толстой. Киносъемка процесса должна быть синхронной (со звуком), поэтому из Москвы был направлен звукооператор со звуковым оборудованием.

Из письма И. Л. Трояновской (матери М.Трояновского), 19 июня 1943 г.:

«…Я тебе говорил, что еду не один, а со звукооператором Котовым. Прибыли в Краснодар только во второй половине дня 16-го. А процесс уже идет с 14-го. Его снимали операторы Левитан, Шоломович, Котляренко, Асланов, Стояновский. Мы с Котовым прямо с аэродрома влетели в зал заседаний и включились в работу. Успели записать на звук показания свидетелей.»

"Ты, конечно, знаешь о ходе процесса из газет. Но должен тебе сказать, что перехватывало горло, когда слушал рассказы врача Казельского об истреблении немцами больных, воспитательницы Иноземцевой — об уничтожении детей, и другие. А свидетеля Ивана Ивановича Катина мы не смогли записать на звук. В результате отравления окисью углерода он страдает параличом горла. Человек как бы вернулся с того света. Он — единственный, кому чудом удалось избежать смерти, побывав в душегубке.

Работали целый день 17-го. Записали речи прокурора, защитника, последние слова подсудимых.

18-го приговор был приведен в исполнение. Первый раз в жизни видел и снимал смертную казнь.

В этот день работать продолжали до позднего вечера. На площади, где состоялась казнь, и вообще в городе, встревоженном событием, стихийно вспыхивали летучие митинги. Мне пришлось даже вести беседу с жителями города, собравшимися у места казни. Эта беседа тоже записана Котовым.

В Краснодаре стоит страшная жара. Душно, пыльно. Но мы ее почти не чувствует в горячке этих дней…»

Отснятая кинопленка была отправлена в Москву, из полученных материалов режиссером И.Сеткиной на ЦСДФ был сделан киновыпуск «Приговор народа», фильм сохранился в РГАКФД (учетный номер 5056), сохранились и материалы, не вошедшие в фильм (РГАКФД, №8700). В 2011 году, 9 мая, по ТВ каналу «Культура» был показан фильм «Приговор народа», фильм доступен на Youtube.


Кадр из этого фильма, где М.Трояновский беседует с жителями:

Материалы из архива кинооператора М.А.ТрояновскогоВ руках у Трояновского — микрофон. Надо заметить, что синхронная съемка (со звуком) на фронте практически не делалась из-за сложного оборудования, большая часть киносъемки велась ручными американскими камерами «Аймо»(«Eyemo», производства Bell & Howell) без звука. Запас пленки в этой камере небольшой — 30 метров, примерно на минуту. На фото — оператор М.Трояновский с камерой «Аймо» во время работы на Малой Земле (практически всё пространство простреливается, фото одного из коллег, 1943 г.).

Материалы из архива кинооператора М.А.ТрояновскогоВ архиве М.Трояновского остались фотографии, запечатлевшие киносъемку на фронте со звуком. У кинокамеры — оператор Д.Шоломович, с наушниками — звукооператор (возможно В.Котов), 1943 год, Южный фронт, фото М.Трояновского:

Материалы из архива кинооператора М.А.ТрояновскогоПосле окончания войны, в 1945 году, киноматериалы, снятые советскими операторами, в том числе в Краснодаре, были использованы как доказательная база преступления фашизма (РГАКФД, №6820).

Надо отметить, что основной обязанностью М.Трояновского на войне была киносъемка боевых действий и организация этих съёмок (как главы киногруппы), а судя по дневникам и документам проблем было немало — постоянный ремонт автотранспорта, ремонт кинокамер, доставка пленки, бензина и др. Фотосъемка делалась по личной инициативе и не была предназначена для служебного использования.

Оставьте свой комментарий!

Добавить свой комментарий ниже, или trackback с вашего сайта. Вы также можете подписаться на комментарии через RSS.

Будьте вежливы - не оскорбляйте аппонентов. Оставайтесь в теме, не спамьте!

Вы можете использовать следующие теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Наш сайт поддерживает Gravatar. Для получения доступа к Gravatar, пожалуйста зарегистрируйтесь на Gravatar.