«Ребята! Иду на таран! Спасаю командира! Бейте гадов! »
Нисколько не умаляя заслуг защитников северного фаса Курской дуги, хотелось бы, не вдаваясь в ход и описание боевых действий, более подробно остановиться на некоторых героических действиях солдат и офицеров Воронежского фронта, где сложилась наиболее напряженная обстановка в те июльские дни 1943 года. В отличие от Сталинградской битвы, где в основном пехота принимала на себя танковые удары врага, под Курском подлинными героями боев стали артиллеристы, стоявшие на своих позициях до последнего вздоха и снаряда…
Утром 5 июля враг перешел в наступление и бросил вперед на участке батареи 1008 иптап, старшего лейтенанта Алихана Гагкаева 35 танков, включая тяжелые «тигры», и пехоту. Отражая натиск, артиллеристы вместе с двумя соседними батареями отбили две атаки, подожгли 17 танков, уничтожили до роты гитлеровских солдат. На долю лично командира батареи пришлось четыре танка. При отражении третьей атаки, когда все орудия были выведены из строя, бойцы перешли на гранаты и противотанковые ружья. Затем схватились в рукопашной, в которой и погиб их командир.
11 июля, когда в огневом взводе 199 гв. артполка гв. мл. лейтенанта Ростислава Кушлянского осталось только одно орудие, он смело вступил в неравный бой с большой группой танков. Его расчет поджег три и подбил пять танков. А когда вышел из строя его расчет, командир сам стал у орудия и один за другим подбил еще три танка, причем последний выстрел по танку был произведен на расстоянии шести метров… В этот же день, 11 июля 1943 года, в районе Прохоровки совершил свой подвиг 19-летний комсорг артиллерийского дивизиона 58-й мотострелковой бригады гв. ст. сержант Михаил Борисов. Его батарея была атакована 19 «тиграми». Воспользовавшись густым дымом, который скрыл батарею от врага, артиллеристы, подпустив танки на расстояние в 500 метров, неожиданно открыли огонь и сразу уничтожили два танка. Но ответным огнем всего за несколько минут боя «тигры» расстреляли всю батарею. Из 28 артиллеристов уцелел только старший сержант, который остался у единственного уцелевшего орудия. За 17 минут боя он в одиночку, наводя и заряжая орудие, подбил 7 «тигров». Восьмой танк он сумел остановить выстрелом в упор с дистанции 60 метров, но ответным выстрелом был тяжело ранен…
Не менее самоотверженно и героически действовали советские танкисты. Столкновения с более совершенными немецкими танками, превосходящими советские бронезащитой и вооружением, требовали особого мужества и воинского мастерства… 6 июля 1943 года в районе села Яковлево танковый взвод гв. лейтенанта Вольдемара Шаландина из 1й гв. танковой бригады вступил в бой с численно превосходящим противником. Экипаж его танка в составе старших сержантов В.Г.Кустова, В.Ф.Лекомцева и сержанта П.Е.Зеленина, действуя из засады, подпустил вражеские танки на дистанцию прямого выстрела, а затем, ударив по бортам, сжег два «тигра» и один средний танк.
Но и танк Шаландина был подбит и загорелся. На горящем танке гвардейский экипаж решил пойти на таран и, с ходу врезавшись в борт «тигра», героически погиб… В этот же день 6 июля танк гв. лейтенанта Ивана Бутенко из 25й гв. танковой бригады в районе села Смородино неожиданно столкнулся с восемью немецкими танками, которые находились в засаде. Выстрелом из пушки лейтенант подбил один танк, но вражеским снарядом была выведена из строя пушка Т34. Тогда командир сильным ударом лобовой брони протаранил сначала один, а затем и другой немецкий танк. Но его танк тоже был подбит. В результате механик-водитель был убит, а радист тяжело ранен. Выскочив из горящего танка, гвардии лейтенант вырвал у немецкого офицера пистолет, пристрелил его и еще нескольких танкистов из экипажей протараненных танков, а затем взял у убитого офицера документы и под сильным артиллерийским и минометным огнем вынес тяжелораненого радиста с поля боя…
12 июля на Прохоровском поле вражеский снаряд проломил борт танка, а другой тяжело ранил капитана Скрипкина, командира 2-го батальона 181-й танковой бригады. Механик-водитель Николаев и радист Зырянов вытащили из башни потерявшего сознание офицера и укрыли его в воронке от снаряда. Но на безоружный экипаж накатывал «Тигр». Николаев метнулся к своему горевшему танку и через несколько мгновений ринулся навстречу «Тигру». В эфире прозвучали его слова: «Ребята! Иду на таран! Спасаю командира! Бейте гадов!» «Тигр» попятился, хотел развернуться и уйти, но не успел. Николаев, разогнав горящую машину, на полной скорости протаранил врага. Удар страшной силы потряс землю…
Однако, наверное, самые тяжелые испытания выпали на долю нашей пехоты. Под ураганным огнем артиллерии, под непрерывной бомбежкой, отражая танковые атаки, испытанная в боях, непробиваемая пехота прошла через самое пекло Курской битвы в прямом и переносном смысле.
5 июля 1943 года в районе села Маслова Пристань пулеметная рота 229-го гв. стрелкового полка под командованием гв. лейтенанта Владимира Колесникова уничтожила в бою 300 вражеских солдат и офицеров, подавила 14 пулеметных точек противника, причем командир лично уничтожил из пулемета до 200 немцев. В неравной схватке бойцы дважды переходили в контратаку, пока вновь не овладели своим рубежом на высоте, где враг не продвинулся ни на шаг. Будучи тяжелораненым, Колесников категорически отказался оставить поле боя до тех пор, пока рота прочно не закрепилась на своих позициях. И лишь только после этого его отправили в госпиталь.
К 13 июля во взводе противотанковых ружей 284-го гв. стрелкового полка гв. старшего лейтенанта Павла Шпетного оставалось всего 9 бойцов. Последними патронами бойцы подбили 6 танков и погибли сами в неравном бою. Когда кончились патроны, Павел Шпетный со связкой противотанковых гранат бросился под седьмой вражеский танк.
14 июля гв. сержант медицинской службы 13-го гв. сд Мария Боровиченко спасла жизнь раненому лейтенату Корниенко. Она прикрыла его своим телом, при этом успела подбить вражеский танк гранатой, но осколок поразил санинструктора прямо в сердце. Советские солдаты поднимались в атаки под ураганным свинцовым дождем, заживо сгорали в своих танках и самоходках, до последнего снаряда вели огонь из своих орудий, заставляя гореть те самые хваленые «тигры», которые должны были обеспечить победу немцам. Вот как отзывался о советских солдатах немецкий офицер генштаба Адольф фон Кильманзегг: « Русские были совершенно особым противником. Где бы я ни воевал, я не встречал такой готовности погибнуть».
«…За други своя»
12 июля 1943 года по православному календарю — день памяти святых апостолов Петра и Павла. В 1995 году в поселке Прохоровка была воздвигнута мемориальная Петропавловская церковь. На ее стенах на мраморных плитах высечены имена более семи тысяч советских солдат и офицеров, погибших в этих окрестностях. В нескольких километрах от храма, на высоте 252,2, где 12 июля 1943 года находился эпицентр Прохоровского танкового сражения, на поле, которое стало символом мужества и стойкости советского солдата, возведен памятник Победы — белокаменная звонница по проекту скульптора В.?Клыкова. Трижды в час, каждые двадцать минут на звоннице звонит колокол в память о павших героях на Куликовском, Бородинском и Прохоровском поле. Под золотым куполом, над которым установлена фигура заступницы России — Богородицы, большими золотыми буквами на церковнославянском языке выведены слова из Библии: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Помянем же и мы их в мыслях своих…
Комментарии