06.06.2016 – 12:39 | 6 комментариев

Мы знаем, что враг наш злобен и беспощаден. Мы знаем о зверствах, которые чинят немцы над пленными красноармейцами, над мирным населением захваченных сел и городов. Но то, что рассказал нам ...

Читать полностью »
Совинформбюро

Всего за годы войны прозвучало более двух тысяч фронтовых сводок…

Публицистика

Рассказы, статьи и повести о Великой Отечественной войне….

Документы

Документы из военных архивов. Рассекреченные документы…

Победа

Как нам далась победа в Великой Отечественной войне 1941—1945…

Видео

Видео исторических хроник, документальные фильмы 1941—1945 гг.

Главная » Публицистика

Военная разведка в битве за Кавказ

Добавлено: 24.05.2014 – 11:24Комментариев нет

Сведения, поступавшие от резидентов военной разведки в Центр, свидетельствовали о том, что Гитлер планировал использовать на восточном фронте новое оружие и военную технику, применить новые способы ведения боевых действий, а также направить на восточный фронт воинские формирования, укомплектованные немецкой разведкой из советских военнопленных различных национальностей. Разобраться в этом потоке многочисленных разведдонесений было не просто. Но в Разведуправлении уже умели добывать и квалифицированно обрабатывать добытые сведения.

Резидент военной разведки майор А. Сизов, действовавший в Лондоне, в начале 1942 г. сообщал в Центр о том, что получил достоверные сведения от проверенного источника, по данным которого «…план немецкого наступления на восток предвидит два направления:

  1. Удар на Ленинград для подкрепления Финляндии и разрыва сообщения с Белым морем (прекращение поставок военных грузов из Англии и США, то есть срыв военной помощи союзников Советскому Союзу. — В.Л.);
  2. Наступление на Кавказ, где главное усилие предвидится в направлении Сталинграда и второстепенное на Ростов, и кроме того, через Крым на Майкоп…

Главной целью наступления является захват Волги на всем ее протяжении…».

Далее Сизов, числившийся в Центре под псевдонимом «Эдуард», докладывал, что, по данным источника, немцы имеют «…на восточном фронте 80 дивизий, из них 25 танковых. Эти дивизии не принимали участия в зимнем наступлении». 

По данным агента, который был связан с авторитетными кругами в Германии, имел конфиденциальные связи в Генеральном штабе вермахта, немецкое командование планировало начать наступление 10-15 апреля. 

Другой источник военной разведки, действовавший в Софии, сообщал в Центр 11 февраля 1942 г.: «…Министр иностранных дел Болгарии сообщил, что немцы просили Болгарию занять юго-восточную часть Югославии, так как у немцев недостаточно сил, чтобы иметь гарнизоны по всей стране. Он считает, что русское наступление будет истощено к весне и что немецкое контрнаступление весной будет успешным…».

Советской военной разведке стало известно содержание донесения болгарского военного атташе, аккредитованного в Анкаре. Болгарский военный представитель в Анкаре 2 марта 1942 г. докладывал в Софию:

  1. Германия начнет свое наступление на восточном фронте против СССР между 15 апреля и 1 мая.
  2. Наступление не будет иметь характер молниеносного, а будет проводиться медленно с целью достижения успеха.
  3. Турки опасаются, что советский флот попробует спастись через Босфор. Против этого будут приняты следующие меры:
  • Как только начнется германское наступление, турки начнут перегруппировку сил, концентрируя их на Кавказе и на Черном море.
  • С этого же момента начнется ориентировка политики Турции в сторону Германии…»

Донесение резидента военной разведки, поступившее в Центр 5 марта 1942 г., по указанию начальника Главного разведывательного управления (ГРУ) ГШ КА было направлено членам Государственного Комитета Обороны. В первую очередь И.В. Сталину, В.М. Молотову, Л.П. Берия, А.И. Микояну, а также начальнику Генерального штаба.

Главным в донесениях военной разведки в январе — марте 1942 г. было обоснованное утверждение о том, что Гитлер определил направление главного удара летней кампании 1942 г., который будет нанесен германскими войсками на южном фланге фронта и направлен на завоевание Кавказа. 

О существовании плана операции «Эдельвейс» советская военная разведка в начале 1942 г. сведений еще не имела, но данные о том, что Гитлер летом 1942 г. планирует нанести главный удар в направлении Кавказа, подтверждались донесениями многих источников. Эти данные дополнялись сведениями оперативной разведки, которая стала фиксировать усиленное сосредоточение немецких войск на южном фланге советско-германского фронта. 

В Генеральном штабе, которым в это время командовал генерал армии А.М. Василевский, понимали, что противник не сломлен, он стабилизировал линию фронта, а период относительного затишья в боевых действиях стремится использовать для пополнения войск личным составом и новой боевой техникой. 

Вспоминая те напряженные дни, генерал армии С.М. Штеменко писал: «…Должен сказать, что советское стратегическое руководство во главе с И.В. Сталиным было убеждено, что рано или поздно враг снова обрушит удар на Москву. Это убеждение Верховного Главнокомандующего основывалось не только на опасности, угрожавшей с ржевского выступа. Поступали данные из-за рубежа о том, что гитлеровское командование пока не отказалось от своего замысла захватить нашу столицу. И.В. Сталин допускал различные варианты действий противника, но полагал, что во всех случаях целью операций вермахта и общим направлением его наступления будет Москва… Исходя из этого, считалось, что судьба летней кампании 1942 года, от которой зависел последующий ход войны, будет решаться под Москвой. Следовательно, центральное — московское — направление станет главным, а другие стратегические направления будут на этом этапе войны играть второстепенную роль.
Как выяснилось впоследствии, прогноз Ставки и Генштаба был ошибочным…».

Видимо, донесениям военной разведки в январе — марте 1942 г. в Ставке ВГК и Генеральном штабе не уделялось должного внимания, что и привело к серьезной ошибке в прогнозе действий германских войск на советском фронте летом 1942 г. Получалось, что военная разведка докладывала о противнике сведения, которые не принимались в расчет Оперативным управлением Генерального штаба. 

Сталин продолжал укреплять оборону Москвы и готовить войска к активной стратегической обороне. Генеральный штаб, учитывая рекомендации Сталина, готовился к активным оборонительным действиям. 

Гитлер тайно готовил нанести свой главный удар в направлении Кавказа. 

Планы советского Генерального штаба, предусматривавшие проведение в 1942 г. частных наступательных операций под Ленинградом, в районе Демянска, на смоленском и льговско-курском направлениях, в районе Харькова и в Крыму, в 1942 г. успеха не принесли.

О чем докладывал генерал Осима в Токио?

В первой половине 1942 г. военная разведка докладывала в Генеральный штаб о том, что Германия, готовясь нанести удар на южном направлении, настойчиво стремится расширить свою коалицию и планирует втянуть в войну против СССР Японию и Турцию. Однако японцы и турки не спешили поддержать планы Гитлера и ожидали более благоприятного момента.

О выжидательной позиции, занятой правительством Японии во второй половине 1941 г. докладывал в Центр военный разведчик Рихард Зорге. После того, как Зорге был арестован японской контрразведкой, сведения о военно-политических планах японского правительства докладывали в Центр из Лондона генерал-майор Иван Скляров, из Вашингтона — капитан Лев Сергеев, из Женевы — Шандор Радо. Сведения, поступавшие от этих резидентов, отражали стремление японского руководства утвердиться, прежде всего, на просторах Китая и Юго-Восточной Азии. Вместе с тем, разведчики сообщали в Центр о том, что в случае достижения успеха германскими войсками на восточном фронте, японцы могут вступить в войну против СССР на стороне Германии. 

Благодаря достоверным сведениям, своевременно добытым военной разведкой, руководство СССР сдержано реагировало на многие явно провокационные действия Японии, что не позволило японцам найти предлог для вступления в войну на стороне Германии.

Гитлер 23 июля утвердил директиву № 45, в соответствии с которой группа армий «В» должна была стремительно захватить Сталинград, Астрахань и закрепиться на Волге. Вскоре немецкими войсками был захвачен Ростов-на-Дону. Ворота на Кавказ были открыты. Войска Красной Армии продолжали с боями отходить к Волге. 

В реализации плана захвата Кавказа немцам должны были оказать помощь венгерские, итальянские горно-стрелковые и румынские войска. Об этом в Москву докладывали резиденты военной разведки полковники А. Яковлев из Болгарии и Н. Ляхтеров из Турции, а также Шандор Радо из Швейцарии.

25 июля 1942 г. германские войска начали наступление. Прорвав оборону Брянского и Юго-Западного фронтов, 6-я полевая армия развила наступление и к середине июля вышла в большую излучину Дона. 

Наступление на Кавказ развивалось быстро. Для полной уверенности в победе Гитлеру, видимо, надо было, чтобы Япония начала военные действия против СССР на Дальнем Востоке. Добиваясь этой цели, Гитлер поручил министру иностранных дел Германии И. Риббентропу в начале августа организовать поездку японского посла генерала Осима на южный фланг восточного фронта. Немцы хотели убедить японцев в том, что в 1942 г. они добьются победы, и старались подтолкнуть Японию к вступлению в войну против СССР. 

Риббентроп указание Гитлера выполнил. Генерал Осима посетил южный фланг советско-германского фронта, где мог убедиться в том, что германские войска уже захватили Ростов-на-Дону и рвутся к Сталинграду и Кавказу.

После поездки на фронт, Осима написал подробный отчет о поездке на фронт и своих впечатлениях. Опытный дипломат и военный разведчик, Осима сообщал в Токио, что немецкие войска хорошо обучены и прекрасно вооружены, в армиях на южном фланге высокий боевой дух, и что офицеры и солдаты не сомневаются в скорой победе над Советским Союзом. Донесение, в целом, соответствовало действительному положению дел в войсках германской армии, но что происходило по другую сторону фронта, Осима не знал.