06.06.2016 – 12:39 | 6 комментариев

Мы знаем, что враг наш злобен и беспощаден. Мы знаем о зверствах, которые чинят немцы над пленными красноармейцами, над мирным населением захваченных сел и городов. Но то, что рассказал нам ...

Читать полностью »
Совинформбюро

Всего за годы войны прозвучало более двух тысяч фронтовых сводок…

Публицистика

Рассказы, статьи и повести о Великой Отечественной войне….

Документы

Документы из военных архивов. Рассекреченные документы…

Победа

Как нам далась победа в Великой Отечественной войне 1941—1945…

Видео

Видео исторических хроник, документальные фильмы 1941—1945 гг.

Главная » Победа

Летно-технический состав — Занин Валентин Родионович

Добавлено: 21.06.2012 – 12:02Комментариев нет

— Осмотр такой же, спрашиваешь замечания. Если что-нибудь незначительное, летчик скажет, посмотри свечку в таком-то цилиндре. Открываешь двигатель, смотришь, все ли на месте, нет ли течи, пробоин, сколько осталось бензина, масла в масляном баке, не забиты ли радиаторы. Когда высокая трава попадает под винт, то соты забиваются. Тоже надо все проверить, почистить. Когда самолет на месте, всегда найдешь, что делать. Ждешь зеленую ракету, взлетать. Снимаешь чехлы, вынимаешь заглушки. Обходишь его.

Иногда в рабочий день по пять раз вылетали, иногда в сумерках садились.

Занин Валентин Родионович

— Свободное время было?

— Если выдавалась такая минутка, то находили занятия, которые снимают напряжение. Кто-то иногда выпивал. У меня есть фотография, на «кобре» проводятся регламентные работы – там откатник пушки, он амортизируется за счет гидросмеси – глицерин, спирт и минимум 15% воды – некоторые говорили – ликер шасси, бывало и это пили, не смотря на то, что 100 грамм нам постоянно выдавали. Если нет, то какие-то кондитерские замены, шоколад, конфеты.

Если имели возможность, то устраивали танцы. Любили попеть. Это тоже отвлекает от всего. А потом начали уже организовывать самодеятельность. Когда коллектив уже сложился.

— Женщины тоже были у вас?

— С 1943 года. Они приносили какой-то уют. При них мужики себя держали уже по-другому, мат меньше слышался.

— Кормили как?

— Когда перешли границу Германии, нас кормили хорошо. А в Ростове столовая солдатская, техническая и летная, 5-я норма. 6-я – техническая норма и 2-я – солдатская. Пришли на обед. Что-то там дали. А на ужин что? Вообще вприглядку. У моториста берешь котелок, и идешь к повару, который выдает вторую норму. Наливают тебе манной каши, которая очень хорошо пьется. Наполнишь брюхо, вроде сыт. Где было возможно – у местного населения покупали. Летом, допустим, стояли на Кубани, там сады – боже мой, абрикосы прямо падают, у некоторых жителей и коровы есть, молоком угостят.

Занин Валентин Родионович

— Как происходило переучивание на «кобру»? Там и двигатель жидкостного охлаждения, по сравнению с И-16 это все-таки «мерседес». Были инструкции, переводчики?

— Была техническая документация.

— На английском?

— Да. Не было переводов. Вместе с тем установили, что они допускали огрехи в документации. Там подшипник коренных коленвала стружку гонит, блески металла появляются – значит, что-то не то. Мы когда на Таманском полуострове на берегу лимана стояли, а там песок, и вот «кобры» по песку и взлетали, и мы, сперва, думали, что стружка из-за песка. Даже при заправке маслом стали не обычные фильтры ставить, сетчатые, а замшевые. Все равно это не решало вопроса, значит, техническая документация не совсем соответствовала. Но проблема с подшипником была не на каждом самолете.

— Как вы оцениваете «кобры»?

— Что сразу бросилось в глаза? Хорошая техника исполнения. Защита летчика – бронестекло, бронеспинка, двигатель закрывается бронеплитами. А на И-16 что? Сидит летчик – небольшая приборная доска и ноги упираются в бензобак. И в случае чего, когда вспыхивает бензин, пламя сразу бьет в кабину.

Потом, наши самолеты были смешанной конструкции – основные узлы стальные, а рамы деревянные, обшивка консолей и хвостового оперения перкаль, а этот был цельнометалическим. Сделано все было очень добротно – единственная проблема – у них бензиновые баки бурдючного типа были расположены в крыльях и центроплане, прорезиненная ткань, и вот, бывало, один бурдюк прощупываешь, где-то вспучивание есть, значит, его надо менять. А он закрывался металлической плитой очень солидного размера, там точек крепления, шурупов, было 500 с лишним, представляете и вот, в ручную, приходилось их сперва отвинчивать, потом завинчивать. Правда гнезда прекрасно сделаны – винт сразу находит резьбу, перекосов не бывает. А ведь у нас, допустим, кок винта на И-16, это же мука…

Занин Валентин Родионович

— Переучивание на новую матчасть очень много времени у вас заняло?

— Мы учились на живом самолете. Пригнали нам самолет, техник с этим самолетом прилетел, нам показал. Показал, как запускается двигатель, где нужно садится в кабину, в «кобрах» дверь, как автомобильная, а на И-16 только козырек. Потом говорят, сами его изучайте. Ногу шасси разобрали, посмотрели, как там ходит игла, через какой клапан выходит и все прочее. В основном, колесо оно и есть колесо. Только тормозная система совсем по-другому – на И-16, допустим, лента ферадо была, кулачки раздвигаются, стальная рубашка цепляется, а там диски подвижные и не подвижные.

С передней ногой бывали аварии. Когда попадали на плохие аэродромы, если они подвергались бомбежки и при посадке пробивались покрышки, особенно передней ноги, а запасных было мало. Мы по старой памяти вулканизировали, а не учли, что вулканизация нарушает центровку и при большом вращении бьет подкос, который держит эту ногу, убирает или фиксирует.

— Но запчасти были?

— Были. И моторы меняли, и винты меняли, баки меняли.

— Что можете сказать про мотор?

— Культура производства. Моторы хорошо работали, доступны. Причем у них на каждый цилиндр был выхлоп. А у нас был выхлопной патрубок вот такого диаметра, собиравший с цилиндра, туда попадали выхлопы от цилиндра.

Как-то зам. командира, Осипов Василий Емельянович, пригнал «кобру» и говорит, что-то при взлете стреляет двигатель. Я проверяю. Все на месте, все нормально. Я говорю, когда взлетели, что после этого? – Дальше все нормально. А при посадке опять начинает стрелять. Предупредили часового, что придем ночью, и будем проверять двигатель. Оказывается, был пробит провод одного из цилиндров, его закорачивало при вибрации. Я разобрал коллектор, да, действительно был пробит провод. В этом отношение удобно было. Свечи внутренние и внешние на цилиндрах. Агрегаты все скомпанованы отлично. Очень удобно в обслуживании. И подход очень хороший. Хорошо, если комплект инструмента полностью есть. Там на все, на каждый болт, гайку, винт все есть. Как у хирургов, если нужно что-то прихватить.

Занин Валентин Родионович

— Такие комплекты были на самолетах?

— Основное у меня всегда было в сапоге, плоскогубцы и отвертка. Не слыхал такое: у техника три инструмента – плоскогубцы, отвертка и… мать. Но когда в Полтаве с американцами стояли, то можно было к ним пойти, взять инструмент.

— С американцами общались?

— Бывало. Они когда узнали, что мы «кобру» как истребитель используем – очень удивлялись. Он у них, как штурмовик был сделан – 7 огневых точек, редукторная пушка, два крупнокалиберных пулемета, четыре пулемета нормального калибра, бомба. Говорили, что машина при фигурах высшего пилотажа срывается в плоский штопор. А что делали мы? Опытный летчик говорит, мне нужна пушка, два крупнокалиберных пулемета. И мы в пулеметы обычного калибра патроны просто не клали, в результате центробежная сила уменьшалась, и поменяли центровку, сняли бронеплиты, которые защищают спину летчика.

— Говорят, что у него еще хвост был слабый, деформировался при определенных нагрузках.

— Это конструктивные особенности. Он был рассчитан конструктором, как штурмовик, он не был рассчитан на такую нагрузку при выполнении фигур высшего пилотажа.

— Говорят, переход на «кобру» как изменил масляную культуру, повысил намного. Масло пришлось очищать. Раньше в И-16 из ведра заливали, а тут пришлось…

— Да нет. Были маслозаправщики, бензозаправщики, водозаправщики. На это грешить нельзя. Техники, механики добросовестно к этому относились. И всегда приходит заправщик, подписан документ инженером полка или старшим инженером эскадрильи, все соответствует нормам.

Занин Валентин Родионович

— В конце войны подвешивали бомбы на истребители. Какие? И сколько?

Оставьте свой комментарий!

Добавить свой комментарий ниже, или trackback с вашего сайта. Вы также можете подписаться на комментарии через RSS.

Будьте вежливы - не оскорбляйте аппонентов. Оставайтесь в теме, не спамьте!

Вы можете использовать следующие теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Наш сайт поддерживает Gravatar. Для получения доступа к Gravatar, пожалуйста зарегистрируйтесь на Gravatar.