06.06.2016 – 12:39 | 6 комментариев

Мы знаем, что враг наш злобен и беспощаден. Мы знаем о зверствах, которые чинят немцы над пленными красноармейцами, над мирным населением захваченных сел и городов. Но то, что рассказал нам ...

Читать полностью »
Совинформбюро

Всего за годы войны прозвучало более двух тысяч фронтовых сводок…

Публицистика

Рассказы, статьи и повести о Великой Отечественной войне….

Документы

Документы из военных архивов. Рассекреченные документы…

Победа

Как нам далась победа в Великой Отечественной войне 1941—1945…

Видео

Видео исторических хроник, документальные фильмы 1941—1945 гг.

Главная » Победа

Танкист — Крят Виктор Михайлович

Добавлено: 09.09.2012 – 12:254 комментария

Немцы после Прохоровки стаскивали к себе, после этого грузили и отправляли в Германию для ремонта, а мы текущий ремонт силами экипажей организовывали. У нас в батальоне была летучка А, так мы с ее помощью слезки делали для коробки передач или на бортовых фрикционов. А что говорить о бригаде РТО. Там уже были и машины с фрезерным станком, летучка Б, токарный станок, походно-зарядное устройство для аккумулятор, для ремонта электрооборудования машина, кузнечная летучка. У нас было все для ремонта. Подвижно-танкоремонтная база в корпусе была. Это и токарные, фрезерные работы, сборки. Для капремонта вытаскивали рамы, варили. А уж про фронтовые и говорить нечего. Подвижный танкоагрегатный ремонтный завод. По ремонту агрегатов, танков, бронеавтомобилей разных марок. Они располагались в палатках. Станки. Все работы мы делали на месте, некуда не отгружая. Отправляли только на переплавку.

— Как была поставлена эвакуация танков?

— Мы сделали хитро. Если была сбита или пробита башня, мы сбрасывали башню и делали из танка тягач. Практически всю войну мы сами делали тягачи.

— У вас использовалась Т-34 в качестве тягача?

— К сожалению, да. Потому что Т-34 не имела редуктора пониженных передач, часто для вытаскивания нужны такие как ИС или КВ, там есть пониженная передача. У нас специальных тягачей не было, делали из танков, в основном, из Т-34. У «валентайна» слабоват движок, чтобы что-то таскать. Как-то сделал транспортер из МК-1, это канадский маленький, там фордовский двигатель. Мне нужно было завести Т-34, я подтянул, а воздуха нет, и аккумуляторы сели и нужно было на скорости завести. Он стоял, правда.

— А как вообще Т-34?

— Если мы прошли на Т-34, начиная от Ясс до конца войны, это значит, что Т-34 – надежнейшая машина. И ремонтопригодная, и эксплуатационно-технологичная, простая в обслуживании. Я считаю, что она была нормальная машина. И скоростная, а это важно. Мы подсчитывали, когда учился в Академии боевую эффективность. Что эффективность танк, вооруженный пушкой, но имеющий скорость 25-30 километров, или танк, который дает скорость 90 километров, но вооружен пулеметом. Он эффективен. Он решает задачи, которые возложены на танк.

А вообще, у Т-34 если главный фрикцион неисправен, то можно и на бортовых. Я всегда механикам-водителям говорил, у вас есть бортовые фрикционы. Черт с ним, заводи. Ты же едешь фактически на 2-й, 3-й передаче, с 3-й можно сдвинуться с места? Можно, на бортовых фрикционах. Выжал бортовые фрикционы, включил стартер. Нагрузка на аккумуляторы будет большая. Завел. После этого рычаги на себя, тогда оп, рычаги впереди и пошел. Скорость включал тогда, когда танк не заведен. Я включил коробку передач, а потом фрикционы и трогаю.

В мирное время я был старшим офицером по вождению и технической подготовке. Когда работал в комиссии, был зампредседателя комиссии по классности, по классификации. Мы принимали на мастера вождения. Когда принимаешь на мастера, если он на Т-34 или другой машине не умеет трогаться с такой неисправностью. Значит, он мастера не достоин. А мастера они чик, с третьей передачи и помчались.

— Воздушные фильтры нормально работали?

— В пыли не особенно. А вот в Европе, когда мы шли по асфальтовым дорогам, только для боя разворачивались, пыли как таковой нет, тут да.

— Со временем Т-34 становились надежнее, или наоборот, качество сборки падало?

— Нет. Мы добивались повышения качества. Когда принимали танки, то их проверяли. Или ведем дефектные ведомости. На каждый танк от 100 до 150 недостатком. Нет шайбы под болтом, например. Или коронная гайка не закреплена штифтом, или недовернут болт. Или в одном месте нет сварки. Вот такие технологические мелочи. Или торсион неправильно отрегулирован, тяга или педаль выключения. Все записываем и даем тому, у кого мы принимаем танк, ведомость, исправьте. И после этого мы по списку проверяем, что сделано. Все проверяем повторно.

— Вы принимаете маршевую роту на заводе?

— Да. Я это организую. Я представляю дефектные ведомости, после этого мы принимаем. Если мы заменяем экипаж, мы опять проводим осмотр. Новый экипаж проверяет танк, составляется ведомость недостатков. День или сутки на устранение.

Помню из 10 танков, «валентайнов», которые остались после форсирования Днепра, сделал 5 танков. А остальные все… Составили дефектную ведомость: какие сняты детали, какие танки ушли на разборку. Это я предоставляю в штаб батальона, а оттуда в штаб бригады. Бригада их оформляет на списание.

— Это ничего, что 5 танков вы сделали непригодными?

— Они же подбиты. Я выбираю самый неисправный танк, и с него снимаю запчасти. Запчастей нет, из чего я должен восстанавливать? А я должен восстановить. Мне дали орден Красной Звезды за восстановление танков на Днепре.

— Были ли случаи преднамеренного выведения танка из строя?

— У меня в роте был такой случай. Это было под Кривым Рогом на Днепре. Один механик-водитель повыворачивал на «валентайне». Там такой колпак, а в его центре такая пробка, завернутая гайкой. Гайку отвернуть, туда солидол, он взял повыворачивал заглушки, гайки и выбросил их. Мне докладывает: «Я не могу идти в атаку. У меня нет вот этого»… «Где они?» «Не знаю». Тут разбираться некогда было. Я просто взял ветошь, забил дырки и говорю, иди в бой. Потом спросил, а ты командир танка, почему не следил? Вот такой случай у меня был.

— Вы не доложили?

— Доложил. Я не знаю, что было с экипажем.

Второй случай был. Что делали – на подъеме идут на большой скорости, и главный фрикцион включил-выключил, бросил. Не плавно выжимать педаль главного фрикциона и поджигают диски. Там же металл по металлу, сразу горит, они коробятся и не выключаются, фрикцион ведет. Я сказал, трогай на бортовых, меня это не касается, иди в атаку.

Я докладывал командиру роты, командиру батальона и зампотеху батальона, больше никому не докладывал.

— А в СМЕРШ?

— Он все время при этом. Когда танки активируются на списание, то подпись смершевца обязательна. И он все время двигается со штабом батальона. Нужно мне списать, я подхожу, танк сгорел. Он подойдет, посмотрит, только сгоревшие танки считались безвозвратной потерей, остальные танки ремонтируются.

Был еще случай – механик-водитель во время бомбежки выскочил из танка, смандражировал. Я понимаю, что это такое, несколько раз сам был под такими бомбежками, что думал уже все. Опустошен полностью, безразличие и хочется спать. Надо уметь себя просто держать, страх это такое чувство. Я всегда говорил, ребята, не выскакивайте из танка во время бомбежек. Я за всю войну я видел, на моих глазах было только три прямых попадания в танк авиабомб. Только три! А сколько было бомбежек! Вот пример у нас. Нужно иметь такую волю, чтобы заставить себя работать, прежде всего. Это главное.

— Вы говорили, что за войну видели прямое попадание всего три раза.

— Да.

— Если рядом бомба разрывается?

— Это ничего.

— У немцев были самолеты с авиационными пушками, насколько они вызывали серьезные повреждения?
— Практически ничего. Они могли пробить только люк. Но я с таким не сталкивался. Ничего другого они пробить не могли. С повреждениями от авиационных пушек я не сталкивался.

— Качество подготовки механиков водителей, с точки зрения проведения обслуживания. Или они могли только водить?

— Нет. Четко было установлено 13 моточасов наводов, только тогда получали права. Без прав никого не посадят за рычаги, это первое. Кроме этого он сдает экзамен по технической подготовке и обслуживанию танка. Как он знает танк, регулировки. У меня даже был невероятный случай. Ремонтировали двигатель. Свечи вывернули. Кто-то положил маленький болтик. Он скатился в цилиндр под головку блока. Свечи завернули. Завели двигатель и вдруг… как пулеметная дробь. В чем дело. Не поймем. Начали искать. Сняли головку блока. А там, на поршне, лежит вот такой болтик, весь поршень истыкан…

Если механик-водитель не умеет обслуживать, как он будет на ней воевать? Он должен заправить машину, смазать машину. Если на Т-34 опущен ленивец, направляющее колесо, то на ведущем колесе будет проскакивать по гребням, колесо вертится, а гребни не захватываются. Танк стоит.

Помню, когда мы атаковали под Кривым Рогом селом Красная Константиновка, много танков потеряли. И наш корпус, а потом атаковал 29-й танковый корпус. И нам никак не удавалось взять Константиновку. Только ночью штрафной батальон, без единого выстрела, захватил это село и вырезал всех немцев, которые там оборонялись.

4 комментария »

  • Sergey:

    Послушал радио запись на «СТАРОМ РАДИО» с его участием. Называется «что важнее — броня или скорость» и был очень удивлен. Он говорит что скорость тигра 15-18 км/ч, пантеры до 28 км/ч. Потом расказывает про урановые снаряды (на Т 34) в период 1943—1945 гг. Вот правда это или нет решайте сами, но лучше прочесть про эти машины.

  • про урановые снаряды как-то с трудом верится

    • Sergey:

      Про уран просто смешно, так как существует 2-ва способа их изготовления, есле бы в то время они (снаряды) существовали бы, то была бы и атомная бомба. Уран для снарядов производится при обогащении урана (остаток обедненого)и из отработки реакторов (в Совецкой армии использовался), второй менее вреден для экипажа и всего живого)). Про скорость тигра и пантеры просто почитайте любую энциклопедию. Вот еще стали писать про взятие Кенингсберга, что потерь там было мало 3700 совецких солдат. У меня там прадет воевал командиром штрафной роты, он говорил что там «мясо» было реальное. Ну теперь все по другому пишут(((Все было легко — немец дурак, техника плохая и тд.((

    • Sergey:

      И.В. Маслов танкист очень интересно расказывает

Оставьте свой комментарий!

Добавить свой комментарий ниже, или trackback с вашего сайта. Вы также можете подписаться на комментарии через RSS.

Будьте вежливы - не оскорбляйте аппонентов. Оставайтесь в теме, не спамьте!

Вы можете использовать следующие теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Наш сайт поддерживает Gravatar. Для получения доступа к Gravatar, пожалуйста зарегистрируйтесь на Gravatar.