06.06.2016 – 12:39 | 6 комментариев

Мы знаем, что враг наш злобен и беспощаден. Мы знаем о зверствах, которые чинят немцы над пленными красноармейцами, над мирным населением захваченных сел и городов. Но то, что рассказал нам ...

Читать полностью »
Совинформбюро

Всего за годы войны прозвучало более двух тысяч фронтовых сводок…

Публицистика

Рассказы, статьи и повести о Великой Отечественной войне….

Документы

Документы из военных архивов. Рассекреченные документы…

Победа

Как нам далась победа в Великой Отечественной войне 1941—1945…

Видео

Видео исторических хроник, документальные фильмы 1941—1945 гг.

Главная » Победа

Летчик-бомбардировщик Николай Семёнович Ильинков

Добавлено: 20.12.2013 – 08:31Комментариев нет

— Сначала мы работали только по укреплённым пунктам, ДЗОТам и другим оборонительным укреплениям на Пе-2. А потом было у нас такое задание в апреле месяце 1945 года, летали мы несколько раз на Либаву.

— Ой, эта несчастная Либава…

— Вот тут было несколько вылетов. И как раз командира полка сбили 25 апреля 1945 года (И.М.Артемьев был сбит в р-не Пиллау). Штурман и радист погибли, а командир как-то чудом целым остался. Вылечили его неплохо, но к своим обязанностям командира полка он не вернулся. Жил в Москве, с нами общался (умер от болезни в 1947г.).

— Вы сами на Либаву летали?

— Я туда не летал… Знаете, Кёнигсберг и Пиллау? Вот эти порты мы тоже бомбили. Самое основное – штурм и взятие Кёнигсберга. Там такие укрепления страшные, до сих пор стоят, хотя их бомбили. Бомбы 250 кг бросали и «пятисотки», попортили кое-чего, но не разбили.

— Некоторые ветераны из лётного состава имели претензии, что командир полка, штурман полка, замполит полка практически не летали. Вот в связи с катастрофой экипажа вашего командира вопрос, у вас летали?

— Зам. командира полка по политической части не летал. Он не из лётного состава. А сам командир полка летал постоянно.

— Какими группами ходили на боевые задания?

— В зависимости от цели. Обычно «девяткой», а в 1944 году были задания, ходили бомбить всем полком.

— А всей дивизией бомбили?

— Нет. Иногда были задания бомбить одновременно, но каждому полку давали разные цели. Вот 14 сентября 1944 года, когда началось наступление по освобождению Советской Прибалтики и города Риги, нашему полку дали задание – уничтожить на аэродроме в Риге скопление немецких самолётов разных типов до 200 штук. Немецкие истребители мешали продвижению наших войск. Вот их надо было уничтожить.

Нам сначала досталось более лёгкое задание – разбомбить переправу в 60 км от Риги. Первый полёт был с утра, всё нормально, пошли отдыхать. Вдруг командир вызывает, всех строит, ставит задачу и говорит прямо — нам предстоит такой полёт, что из него многие могут не вернуться. Кто себя чувствует слабовато, мол, выйти из строя. Так нам командир ставил задачу перед бомбардировкой того аэродрома.

Никто не вышел. А у одного штурмана отец был при смерти, и была телеграмма, его командир полка отпустил, но он не уехал. Если бы он уехал, то экипаж остался бы неукомплектованным. Лётчик его попросил остаться, и он согласился, не уехал.

Нас вылетело на задание три «девятки». И полком мы бомбили этот аэродром. Задачу поставили так:

— 1-й «девятке» — вывести из строя взлётно-посадочную полосу;

— 2-й «девятке» — разбомбить самолёты на стоянках;

— 3-й «девятке» — уничтожить склады горюче-смазочных материалов.

Страшно было. Погода ясная, солнечная, ни одного облачка. Высота полёта — 4000м, а бомбить заходили с высоты 3800м. Там была «каша»… Прямо трудно мне сейчас это рассказывать… Там была такая «каша»…

Наш полк сопровождали 26 истребителей, звено «Аэрокобр» было даже (в это время уже были «Аэрокобры»). Километров за 100 при подходе к цели, нас уже встречали истребители противника. А заходили мы с моря, чтобы поменьше попадать под зенитки. Но корабельных зенитных установок было достаточно и там.

А у них такая тактика, сначала встречают первую группу истребители, летают, шуруют, потом они уходят в сторону, и группу встречают зенитки, наверное, до 400 разрывов. Такие шапки разрывов, мы их немножко видели из кабины.

Николай Семёнович Ильинков

Николай Семёнович слева


— Как у вас было принято маневрировать, на зенитку, или от зенитки?

— Как мы можем маневрировать, если мы должны держать курс?! Немножко по высоте. Взять 50 метров, уже не так эффективно будет, не попадёт. От зениток уходили, рассредоточиваясь. Как истребители нападают, мы собираемся в строй, чтобы дать по ним массированный огонь.

— Насколько велика была точность бомбометания с высоты 3800м?

— Мы хорошо тогда отбомбились, фотоснимок подтвердил.

— Сами делали фотоконтроль?

— Сами. У нас в полку было 2 фотоаппарата, у ведущего и у заместителя командира. А если не сфотографируешь, нам боевой вылет не засчитывали. Снимок подтвердил, что мы тогда уничтожили 29 самолётов на аэродроме. А в воздушных боях мы сбили 5 самолётов. А сами потеряли 11 экипажей... И это только в нашем полку. Из этих экипажей вернулось не больше 11 человек, а 27 похоронили… В Риге.

— Принято считать, что авиацию противника лучше всего «давить» на аэродромах. Но за исключением редких случаев, таких, как с нашими аэродромами произошло в первые дни войны, эти операции не так уж и эффективны. Ну, уничтожат 5 – 10, ну, 15 самолётов. Но основная часть авиации на аэродроме стоит замаскированная и никак не страдает, летчики остаются в живых. А нападающая сторона несёт большие потери.
Насколько эффективны, по Вашему мнению, налёты на аэродромы? И насколько целесообразны потери наших экипажей при уничтожении на вражеских аэродромах техники без экипажей?

— Налёты на аэродромы делали в исключительных случаях. Вот трижды совершали налёт на аэродром Каменка (возможно, оговорка) под Ленинградом, а эффекта…

— Ноль? Нет, есть примеры, как налёт японцев на Перл-Харбор. Но они единичны.

— Эффект есть, немцы на какое-то время приходят в замешательство. Но… Мало. Вот если бомбить ДЗОТы, или подобные укрепления, там эффект больше.

— Подавить аэродром – это тактическая задача. Здесь главное – вывести его на время из строя, чтобы не дать противнику задействовать авиацию при проведении какой-то своей операции.

— Задачи по уничтожению авиации на аэродромах ставились командованием фронтов при большом скоплении противника на этих аэродромах. Для этого разрабатывалась специальная программа. Мы в таких операциях почти не участвовали.

— То есть, получается, что ваш полк занимался больше выполнением задач фронтовой авиации?

— Да. И занимались разведкой. Наш экипаж на разведку сделал 26 вылетов.

— В чьих интересах вы делали разведку, в интересах полка, дивизии?

— В интересах командования фронтом, или командования дивизией.

— Всё-таки опять про 1941 год. Примерно в процентах, на какие задания совершали вылеты?

— Мы бомбили в день по 2 вылета, танки бомбили, колонны... В основном, колонны. Враг двигался, почти не встречая сопротивления. Мы защищали Ленинград.

— Чем бомбили?

— В основном, «сотками» (авиационные бомбы по 100 кг — прим.).

— А почему именно «сотками»? Танкам и бронетехнике урон от них минимальный, только при прямом попадании. А пехоте больший урон был бы нанесён осколочными бомбами.

— Если надо было по пехоте, мы насыпали 10-килограммовые бомбочки в такие коробки по 100 кг и бомбили по переднему краю. Это уничтожение живой силы. Если нужно бомбить укрепления, их «сотки» не берут, мы на СБ вешали 2 бомбы по 250 кг. Этими бомбами мы достигали цели.

— Насколько точно хорошо подготовленный экипаж мог отработать по подобной цели?

— Про себя я не скажу, а у нас в полку были 2 штурмана, они были «снайпера». У них промаха никогда не было. Это Кострыкин и Супрун Гриша, такие были. У них получалось исключительно. Вот тренировочные полёты были, конечно, все стараются показать себя, но у некоторых не получалось, а у них всегда получалось.

— С ампулами КС летали? (Ампулы с горючей жидкостью для создания очагов пожаров)

— Нет, мы их не использовали.

— С каких высот живую силу бомбили?

— 1000—1200м — только, а иначе не засчитают боевой вылет. Почему-то такие были дурные приказы, так считалось, что с бОльших высот не попадёшь. Ерунда это! Хорошо натренированный экипаж отработает с той высоты, с которой ему удобнее.

— По тому времени за такое количество вылетов полагался, минимум, орден «Красная звезда».

Вообще-то нам платили деньги и награждали, как положено. Я не знаю уж, так мне посчастливилось, или… 4 июля 1941 года наш командир эскадрильи совершил таран, как Гастелло. Мы с Живолупом были его заместителями, и в тот день я сбил свой первый самолёт противника из ШКАСа.

— Он сам нарвался?

— Я был в 1-м звене. А он идёт в атаку вот так, потом из неё выходит. И надо ловить момент, когда он брюхо подставит. Так я его и сбил.

В июле месяце 1941 года, где-то 28 июля, при выполнении задания нас не прикрывали, только 2 истребителя там полетали с нами… И вот напали на нас 5 немецких истребителей и «почесали» нас, а нас 3 звена – «девятка». Одного нашего сбили, второго… Строй расшатался. Как-то получилось, нас осталось трое. И 4 истребителя стали на нас нападать. Я одного подбил. Потом их истребитель сбил нашего одного и пошёл на посадку. И когда он уходил, я его и сбил, второго. (Большие потери полк понёс в боях 14 и 25.07.1941 г. в р-не д. Большой Сабск Волосовского р-на Лен. обл.)

В этом бою я с самолёта СБ, бомбардировщика, сбил 2 фашистских самолёта. Это было написано в газете «Ленинградская правда» 13 или 15 августа, что Ильинков сбил 2 самолёта в одном бою. Также в газете «Родина» и в газете «Страж Балтики». Найдите эту газету «Ленинградская правда» за 13 августа 1941 года.

— В каком месте примерно произошёл этот бой?

Где-то в районе Тосно–Мга, я уже точно не помню. Вот газету «Ленинградская правда» найдите. Она у меня была, но потом куда-то делась. Я у них в редакции просил, они мне прислали. И «Страж Балтики» поднимите, но там число я не помню.

Оставьте свой комментарий!

Добавить свой комментарий ниже, или trackback с вашего сайта. Вы также можете подписаться на комментарии через RSS.

Будьте вежливы - не оскорбляйте аппонентов. Оставайтесь в теме, не спамьте!

Вы можете использовать следующие теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Наш сайт поддерживает Gravatar. Для получения доступа к Gravatar, пожалуйста зарегистрируйтесь на Gravatar.