06.06.2016 – 12:39 | 6 комментариев

Мы знаем, что враг наш злобен и беспощаден. Мы знаем о зверствах, которые чинят немцы над пленными красноармейцами, над мирным населением захваченных сел и городов. Но то, что рассказал нам ...

Читать полностью »
Совинформбюро

Всего за годы войны прозвучало более двух тысяч фронтовых сводок…

Публицистика

Рассказы, статьи и повести о Великой Отечественной войне….

Документы

Документы из военных архивов. Рассекреченные документы…

Победа

Как нам далась победа в Великой Отечественной войне 1941—1945…

Видео

Видео исторических хроник, документальные фильмы 1941—1945 гг.

Главная » Победа

Летчик-штурмовик Емельяненко Василий Борисович

Добавлено: 15.01.2012 – 13:02Один комментарий

— Нет, это неправда, даже «Эрликоны» пробивали бронеперегородку.

— А вот в мемуарах немцы пишут, что они могли попасть по маслорадиатору и вывести из строя штурмовик.

— Да нет, это анекдот какой-то. Так, специально, по маслорадиатору — бессмысленно. Разве можно попасть в такую маленькую мишень, как маслорадиатор? Она там — «в зализе», не торчит. Подходи поближе и бей сзади.

— Часто пишут, мол, в форточку стреляли.

— Да ну, это ерунда, хреновина… Случайно, конечно, могли попасть в форточку. Такие случаи были. У Моспанова, у Артемова Феди. «Мессер» заходил стого в хвост, а чуть под уголком. И очередь прошла в правую форточку, и разнесло приборную доску. Вот так.

— Бензобаки выхлопными газами у вас заполнялись?

— Нет.

— Протектированы были?

— Протектированы.

— Есть такое мнение, что штурмовик с двигателем водяного охлаждения — более уязвим, чем с двигателем воздушного охлаждения?

— Конечно, это — аксиома.

— Часто у вас были случаи попадания в рубашку охлаждения?

— У меня такое было. Заклинивает двигатель, и приходится садиться на «вынужденную».

— Говорят, что стрелок был плохо защищен?

Емельяненко Василий Борисович

Удар по эшелонам. Фотография с Ил-2

— Да, он сидел, спиной опираясь о бронеплиту, которая отделяла стрелка от кабины летчика. Если снаряд правее-левее плеча стрелка попадал в эту плиту — вся спина изрешечена осколками. Конечно, он был беззащитен. Защита у него — пулемет. Он должен не сидеть курицей, а прицелиться и не подпускать близко, давать очереди. Подошел истребитель сзади, у него четыре пушки! А тут 12,7 у стрелка, «кнутик»! Ну и шарахнул немец и, поминай, как звали этого стрелка…

— В вашем полку кого больше погибло, стрелков или летчиков?

— Мы часто привозили стрелков убитых или тяжело раненых. Были атаки истребителей, значит, привезем или труп, или раненого.

— Но стрелки все-таки были нужны?

— Да, конечно же.

— Или все-таки больше истребителей сопровождения нужно было посылать?

— Да, это все теоретически. Мы в первой половине войны, в 41- 42-м, почти без сопровождения летали. И поэтому несли огромные потери. Одноместные штурмовики были. Истребителей не давали, потому что истребителей ОЧЕНЬ мало было. Истребителей самих пускали на штурмовку.

— Странно, так ведь проще прикрыть свои штурмовики истребителями — снизятся потери штурмовиков, возрастет эффективность?

— Не было истребителей. Мало было. И старенькие эти бипланы привлекали к штурмовкам. Все бросали, чтобы удержать немцев. Они перли, как скорый поезд.

— А пилотирование Ила было сложным?

— Нет, он очень был устойчивым.

— Осваивать его было просто?

— Я, например, вылетел без провозных. Он легкий был. Не то, что Пе-2, — «пешка» очень сложная машина.

— Пытались механики на месте чинить бронекорпус?

— Чинить? Это редко. Не знаю, почему этот вопрос возник, чего это они там напридумывали?

— Вы знаете, вот есть спорный вопрос об отказе пушек ШВАК. В чем была причина?

— Я летал уже с ВЯ. Там редко были задержки. Надежная пушка. Со ШВАК не летал.

— Ну а в вашем полку тот же Холобаев летал со ШВАК-ами? Вы же сами писали?

— Да нет, я такого не писал. Я помню, как он Дремлюка расстреливал. Перечитайте еще раз. Про ШВАК я ничего не писал. Наш гвардейский полк ПЕРВЫЙ в ВВС получил эти самолеты для войсковых испытаний. ПЕРВЫЙ! А больше — вообще не было. По одному, по два самолета в полки посылали. 75 самолетов вылетели на фронт!

— То есть до 22-го июня в войсках вообще не было этого самолета?

— Ну, одиночные были для показа, для освоения.

— Вы не слышали про 451-й ШАП и про летчика по фамилии Чеченев?

— Нет, не знаю. В нашем полку, 7-м Гвардейском, который начал летать с первых дней войны и до конца воевал, потери составили 212 человек. Я в архивах выписал из журнала учета безвозвратных потерь, по-фамильно. Когда, где, что…

— А было сначала 30?

— Да, по штату 30. Но на фронте ни одна часть не была штатно укомплектована.

— Получается, почти восемь раз обновился ваш полк?

— Да. Потери были чудовищными. 75 вылетели на фронт, а через два месяца начали уже летать в Куйбышев за самолетами. Пешими ходили. Нет самолетов! И все.

— А самолет можно было несколько раз использовать?

— Да, если успевали вывозить. Специальные были технические бригады. Вот там-то — сел на «вынужденную», летчик пришел с парашютом, а самолет оставил там, что он с ним делать будет? Они едут на машине туда, осматривают его, если целые шасси, то буксируют его в подвижные авиаремонтные мастерские, восстанавливают его. Если на фронте нельзя было восстановить, то грузили в эшелон и — в тыл дальше, в армейский тыл. Там уже мастерские занимались. Этот вопрос был отработан. Очень много восстановили.

— А много вы вылетов делали в день?

— Истребители почаще вылетали. Потому что истребитель особенно готовить не надо. Что ему там готовить? Пушки пулеметы заправил и — все. А в штурмовик надо бомбы, надо пушки, пулеметы, «РС»-ы. Времени дольше выходило, часа три подготовка занимала. Мы не каждый день летали. Каждый день не было боев. В самые напряженные дни — три вылета в день. Самое большое, но это очень редко было.

— А ночью не летали?

— Нет, но пытались. И пробы были. У меня все это в книжке есть.

— Да, я помню, у вас там сказано, что «пламягасители» слишком демаскировали?

— Да, и ничего не вышло. В Чечне это было. Мы там сидели у горячего источника, тренировались. Сначала всех пропустили через ПО-2 ночью, все летали! Все, и молодые летчики в том числе. А потом попробовали на ИЛ-2. Сели два майора, опытные летчики. «В четыре глаза» еле сели! И все, махнули на эту затею. У «Ил»-а же выхлопы, 12 цилиндров. Слева слепит и справа. Ночью их же видно, ослепляет. Были какие-то задумки сделать общий патрубок, чтобы его выводить туда подальше, назад. Но ничего из этого не вышло.

— А кстати, у Вас не было проблем с загазованностью кабины, с температурой?

— Нет, было все нормально.

— А вот на Ла-5 летчики угорали. Василий Иванович Алексеенко это отмечает.

— Ну, может быть, а у нас не было. У нас же не было герметики. Закрывался колпак движением вперед, справа — слева форточки есть. Можно было отодвинуть.

— А приборное оборудование? Например, на наших самолетах почти не было авиагоризонта? Т.е. в облаках летать было сложно?

— Почему не было? Был на Ил-2.

Чего-то я не встречал в описаниях.

— Да его и не нужно было. Мы летели в светлое время суток, хорошая видимость, вся нагрузка на глаза.

— А если, скажем, уйти в облака от немцев, то пилотировать довольно сложно.

— Нет, таких маневров не было. Ты летишь группой, ты ответственный, ведущий, я в облака ни за что не уйду. Потому что группа будет растеряна, молодежь побьется сразу.

— Я читал, что у СУ-2 была такая возможность, потому что у него был авиагоризонт.

— Да, я летал на СУ-2, авиагоризонт был, но СУ-2 двухместный, со штурманом.

— Как Вы оцениваете СУ-2?

— Плохо, летающая цистерна. Он горел как спичка.

— То есть Вы от него не в восторге.

Один комментарий »

  • Александр:

    По краткому тексту видно надежного профессионала без рисовки и без выпендрежа.

    Такого на Страшном суде отправляют сразу в Рай -Суду все ясно!

    Поому что любой авторский текст есть наилучший донос на себя.

    Ксожалению трудно найти его песню (музыку исова) -которую Василий емельяненко написал в Тамани (ранее он был студентом московской консерватории)

    Инструктор Рождественский Александр.

Оставьте свой комментарий!

Добавить свой комментарий ниже, или trackback с вашего сайта. Вы также можете подписаться на комментарии через RSS.

Будьте вежливы - не оскорбляйте аппонентов. Оставайтесь в теме, не спамьте!

Вы можете использовать следующие теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Наш сайт поддерживает Gravatar. Для получения доступа к Gravatar, пожалуйста зарегистрируйтесь на Gravatar.